Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что после внесения поправок в закон «О прокуратуре» орган может получить возможность самостоятельно возбуждать уголовные дела. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление депутата, сделанное в ходе заседания совета объединения «Депутатская вертикаль» в Екатеринбурге.
«По прокуратуре в случаях, предусмотренных законом, они сами смогут возбуждать дела. До этого момента у них не было [такого права]», — отметил парламентарий.
Сейчас в России прокуратура выполняет функции надзора за следствием. Прокуроры могут отменить постановление о возбуждении дела или дать рекомендацию прекратить уголовное преследование в случае обнаружения нарушений.
Вернуть прокуратуре возможность возбуждать дела намеревались весной 2017 года — вопрос тогда обсуждался в Совете Федерации. Спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам Совфеда рассмотреть предложения по законодательному расширению полномочий прокуроров.
Это произошло после доклада тогдашнего генпрокурора РФ Юрия Чайки о состоянии преступности, с которым он выступил в Совфеде. Глава ведомства заявил, что прокуратуре необходимы дополнительные права для более эффективного контроля и обеспечения законности.
«Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь. Следователь — как рабочий инструмент в руках прокурора. Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции», — подчеркивал Чайка. Поэтому, по его мнению, необходимо внести в законодательство изменения полномочий прокуратуры.
При этом ранее источник «Газеты.Ru», близкий к руководству Следственного комитета, выражал сомнение в возможности возвращения следственных функций прокуратуре.
«Это противоречит ряду международных конвенций, которые Россия подписала и ратифицировала. По их условиям, следствие и надзор за ним должны быть разделены», — подчеркнул собеседник издания.
Создание независимых следственных органов началось в 2007 году. Тогда был образован Следственный комитет, он поначалу входил в систему органов прокуратуры. Председатель СК при прокуратуре РФ являлся первым замом генпрокурора, а работники СК были прокурорскими работниками.
В январе 2011 года СК РФ стал полностью независимым органом. Тогда же было принято решение об ограничении полномочий прокуратуры – ей запретили самостоятельно возбуждать уголовные дела и прекращать их. Ведомство осталось вправе лишь требовать этих действий от других органов.
Решение о разделении функций следствия и прокурорского надзора тогда обосновали тем, что, в соответствии с общепринятыми в развитых странах нормами, одно ведомство не может одновременно и вести следствие, и осуществлять независимый надзор за ним.
В начале 2020 года генпрокурором РФ был назначен Игорь Краснов. Один из его предшественников на посту главы генеральной прокуратуры Валентин Степанков заявил НСН о возможном изменении структуры прокуратуры в связи с приходом нового руководителя.
«Немного удивительный выбор, потому что в биографии Краснова большую часть времени составляет чисто следственная работа. После ухода следствия из прокуратуры ее функции во многом изменились и резко снизились.
Возможно, приход Краснова в конечном итоге вернет прокуратуре функцию уголовного преследования, которая записана в законе о прокуратуре, но на сегодня практически не осуществляется», — сообщил он.
Краснов был заместителем главы Следственного комитета РФ с 2016 года, расследовал многие резонансные дела. Среди всего прочего, он вел дело о покушении на Анатолия Чубайса в 2005 году, а также расследовал убийства судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.