Химическая река
Крупнейший приток Волги, река Кама — это не только удивительное природное богатство, но и важнейшая судоходная артерия, место обитания сотен рыб и растений, источник воды для промышленности и множества домохозяйств. Поэтому, когда 8 июля 2020 года компания «Уралхим» приняла решение остановить работу филиала «Азот» в Березниках из-за резкого превышения содержания хлоридов кальция в реке Каме, откуда осуществляет забор воды для производства удобрений, к решению проблемы очень быстро подключились контрольные ведомства. Как сообщила пресс-служба Росводресурсов, загрязнение водного объекта угрожает безопасной работе технологического оборудования завода.
В сообщении говорится, что был произведен отбор проб поверхностной воды на такие показатели как: натрий, сухой остаток, хлориды, кальций и с целью установления возможного источника загрязнения Камы. По результатам исследований будет сделан вывод о наличии загрязнения водного объекта и количестве загрязняющих веществ, отмечает пресс-служба.
«При визуальном осмотре шламонакопителя «Белое Море» АО «Березниковский содовый завод» установлено место излива стоков из обваловки шламонакопителя в р.Толыч (которая впадает в р. Кама), что является предполагаемым источником загрязнения. Отобраны пробы в месте попадания сточных вод из шламонакопителя в р.Толыч и в фоновом створе», — информируют Росводресурсы.
В свою очередь, прокуратура Пермского края 30 июля сообщила, что ведомство продолжило проведение проверочных мероприятий по информации о загрязнении химическими веществами реки Камы вблизи города Березники.
«В ходе выездной проверки исполнения природоохранного законодательства в прибрежной зоне водного объекта выявлены факты загрязнения почвы. В частности, зафиксирована течь неизвестного вещества на рельеф местности в районе шламонакопителя № 2 акционерного общества «Березниковский содовый завод». Площадь загрязненного участка почвы составила около 500 кв. м», — сообщает пресс-служба прокуратуры.
Кроме того, в ходе совместной со специалистами Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проверки выявлен аварийный порыв трубопровода с разливом производственных сточных вод на почву в значительном объеме, повлекший загрязнение земельного участка площадью 609 кв. м, информирует ведомство.
Материалы прокурорской проверки направлены в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, сообщают представители прокуратуры.
Выводы прокуратуры и Росводресурсов разделяет и Минприроды. Министерство проинформировало, что 10 июля на Камском водохранилище уровень предельно допустимой концентрации (ПДК) по хлоридам был превышен более чем в четыре раза (хлорид-ион – 1249 мг/дм3) на выезде с лодочной базы «Садовик» в 10 метрах от левого берега, а у водозабора филиала «Азот» – в два раза (607 мг/дм3). Предельно допустимые концентрации хлоридов в воде для хозяйственно-бытовых объектов по нормам СанПиН должны составлять не более 300 мг/дм3, отмечает ведомство.
Больше не Белая
Еще одной рекой, предположительно, пострадавшей от производства соды, стала река Белая. Министр экологии Башкирии Урал Искандаров рассказал 23 июля в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Уфе», что более 90% загрязнений, попадающих в реку Белую – результат деятельности Башкирской содовой компании, основные производства которой расположены в Стерлитамаке.
Напомним, что ранее Управление по недропользованию Башкортостана предоставило Башкирской содовой компании разрешение на разработку шихана Куштау. Предприятие уже начало геологоразведочные работы, что вызвало протесты местных жителей, сообщает новостной портал Proufu.ru.
Как пишут «Новые Известия», ранее под Стерлитамаком было 4 шихана (так называют рифы древних морей, сложенные из известняка), но до наших дней уцелели лишь три — Юрактау, Куштау и Торатау. Четвертый шихан, Шахтау, как сообщает издание со ссылкой на открытые источники, был «переработан» предприятием «Сода», (ныне – «Башкирская содовая компания») его промышленная разработка началась еще в 1950-е годы. Сейчас на его месте находится котлован с искусственным озером, причем, как пишет издание, вода из него может затопить и окрестные территории, если разработка шихан будет продолжена.
Портал Ufatime.ru в конце прошлого года сообщал, что карьер, оставшийся на месте шихана Шахтау, может быть включен в состав геопарка «Торатау». Общая площадь парка, который будет расположен на территории Ишимбайского района, составит 4 тысячи квадратных километров. Однако эту идею еще должно одобрить правительство, информирует издание, и пока никаких работ по рекультивации Шахтау не ведется.
Видеоблогер из Уфы Эрик Королев, которого цитируют «Новые Известия», говорит, что «гору Шахтау спилили практически под ноль за 70 лет». «Остался карьер, здесь ничего больше нет, равнина. Но мощности современных методов разработки превышают прежние в 15 раз. Если любую из этих гор будут спиливать сейчас, то ее спилят за 15 лет. Все остальные шиханы под угрозой уничтожения — ради добычи сырья. Но шиханы хороши тем, что это цепочка гор, они неотделимы друг от друга, они как братья, они — единое целое», — сетует блогер.
Радиостанция «Эхо Москвы в Уфе» сообщает, что в защиту природного памятника высказались ученые, общественные деятели и звезды шоу-бизнеса. Шиханы, по мнению исследователей, являются уникальными объектами, аналогов которым нет в мире, говорится в сообщении. Как пишет портал Proufu.ru, проблема заключается не только в исключительном научном потенциале шихан, но и в их сакральном значении для местных жителей.
«Для башкир Торатау имеет особое значение и в духовном смысле. Сама гора и земля вокруг нее считаются священными: именно здесь в древности проводились обряды. Даже после принятия ислама башкиры сохранили культ горы», — информирует портал.
Системная проблема
Экологические проблемы, возникшие в двух российских регионах, где ведется добыча соды, имеют довольно много общего. Оба предприятия, которые фигурируют в сообщениях различных ведомств о разливе опасных веществ, являются частью одного химического холдинга, писала «Лента.ру». По данным издания, ситуация развивалась следующим образом: в начале 2000-х годов блокирующий пакет акций предприятия АО «Сода» в 34,8% принадлежал его директору Вячеславу Титову.
«В начале декабря 2004 года он после нескольких дней уговоров и давления в здании представительства Республики Башкирии в Москве, которое возглавлял тогда вице-премьер республики Альберт Харисов, был вынужден переоформить все скупленные им акции АО «Сода» в пользу контролируемого новыми бенефициарами АО «Каустик» и их офшорных компаний. Поражение сильно пошатнуло здоровье Титова. Вскоре после этого он скончался в возрасте 61 года. В то же время Альберт Харисов стал одним из партнеров группы, которая в 2005 году назвала себя «Башкирская химия», — пишет портал.
В 2007 году, по данным издания, «Башкирской химии» в доверительное управление был передан и региональный пакет акций АО «Сода» в 62%. «В 2008 году «Башкирская химия» взяла в доверительное управление АО «Березниковский содовый завод», получив контроль над более чем 75 процентами производства кальцинированной соды в России и возможность диктовать цены всем российским потребителям. В начале июня 2010 года «Каустик» стал владельцем 93,8 процента акций ОАО «Березниковский содовый завод», второго по величине производителя соды в стране», — сообщает «Лента.ру».
Что же касается владельцев химического холдинга, то, по данным издания, их вряд ли беспокоят проблемы с экологией, связанные с принадлежащими им производствами, так как они давно не живут в России. «В 2000 году появилась компания «ПетротТэк-Нефть», среди учредителей которой называют Альберта Харисова, Сергея Черникова и Виктора Исламова. Именно она вместе с «Совлинком» скупала акции «Каустика». Впрочем, ее владельцы вскоре спрятались в кипрский офшор», — информирует портал.
По данным издания, в 2011 году выходцы из Башкирии Альберт Харисов, Сергей Черников и Виктор Исламов стали владельцами двух больших поместья Шато Ля Мартинет общей площадью 300 гектаров и Приорэ Сент Мари Вьей со 100 гектарами на юго-востоке Франции. «Lenta.ru» пишет, что с 2012 года ведется активная работа по становлению этой роскошной французской недвижимости, причем финансирование проекта связано с доходами группы компаний «Башкирская химия».
«Проводится благоустройство территорий, создаются новые аграрные производства, развивается экотуризм, планируется построить рестораны и гостиницы. Стоимость проекта реконструкции, по некоторым оценкам, может достигать 100 млн евро», — заключает издание.