2 750 тонн аммиачной селитры, которые взорвались 4 августа в ливанском Бейруте, должны были отправить в город Фамагуста на острове Кипр. Об этом свидетельствуют письма капитана судна Rhosus Бориса Прокошева, которые оказались в распоряжении «Газеты.Ru».
Моряк направлял просьбы о помощи в Международную федерацию транспортных рабочих (МФТ) во время ареста сухогруза в порту Бейрута в марте 2014 года. Тогда судно задержали из-за того, что судовладелец корабля — кипрская компания TETO SHIPPING — отказывался оплачивать заправку топливом, портовые сборы за стоянку судна, а также выдавать зарплату перевозящим селитру морякам.
«Люди предложили ему [судовладельцу] подписать бумагу, что он отказывается от судна, <…> чтобы его выпустили из Бейрута и перегнали в порт Фамагуста. Там его бы разгрузили и затем отправили бы в металлолом. Тот заартачился и отказался подписывать предложенный ему вариант решения проблемы», — писал Прокошев.
В своих обращениях он также упоминал, что на борту судна находится «опасный груз». «Продать судно судовладелец не может, так как на нем опасный груз — нитрат амониум [селитра], который в порту Бейрута не разрешают выгружать или перегружать на другое судно», — отмечал капитан сухогруза.
«Прекрасное удобрение»
Эксперты утверждают, что сама по себе аммиачная селитра не представляет опасности — взорваться она могла только в результате пожара. «Для людей при хранении она не ядовита, не токсична — у нас она вообще на полях в открытой местности раньше лежала. Опасность может представлять только при смеси с тротилом. Или же при масштабном возгорании — что и произошло в порту Бейрута», — пояснил «Газете.Ru» экс-директор 61-й НИИ Железнодорожных войск Минобороны РФ, эксперт-взрывотехник генерал-майор Виктор Поплавский.
С ним согласился и кандидат технических наук, профессор кафедры общей и неорганической химии Губкинского университета Владимир Рыбальченко. Он также отметил важность селитры для сельскохозяйственной отрасли.
«Нитрат аммония или аммиачная селитра вещество само по себе необходимое для сельского хозяйства. Это прекрасное азотное удобрение, там массовая доля азота очень высокая. Хорошо растворяется в воде, очень удобно применять. Сама по себе токсичность не высокая и при разумном применении растения химический нитрат не накапливается», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
Известно, что всего в России есть 13 заводов, которые производят данный тип удобрения — все располагаются за чертой крупных городов. Однако возле зданий производства в некоторых случаях имеются небольшие населенные пункты.
Рыбальченко подчеркивает, что не раз слышал о взрывах селитры. «На складах и даже в поле бывали взрывы — особенно, если туда попадали какие-то дополнительно горючие вещества: бумага или мука. После этого происходила детонация в небольшом объеме, а в последствии и вся масса взрывалась», — сообщил эксперт.
Взорваться селитра может и при неправильной транспортировке – как пояснил собеседник «Газеты.Ru», она может «слежаться», после чего к дроблению нужно подходить особенно осторожно.
«Есть методы безопасного дробления, чтобы вернуть ей прежний вид, однако бывают и случаи, когда происходит взрыв. В случае с Бейрутом мог произойти процесс неполный. Могла взорваться только часть вещества, а остальное возможно не вступило в реакцию разложения в связи с детонацией. Но взрыв был мощный — значит большая часть селитры сработала», — заключил химик.
«Они сами виноваты»
Согласно ГОСТу, упакованную селитру должны хранить в крытых, сухих и чистых складах грузоотправителя (грузополучателя), защищающих продукт от увлажнения. Допускается хранение на открытых площадках, но лишь в течение шести месяцев после изготовления.
Без упаковки селитру нельзя класть под солнечный свет и смешивать с органическими продуктами. Без коробки или мешка она может храниться лишь 15 суток в крытом, чистом и сухом складском помещении при температуре не выше +30°С и влажности воздуха не более 50%.
Кроме того, в тексте ГОСТа указано, что склады аммиачной селитры должны размещаться вне территории завода, на большом расстоянии от жилых и промышленных зданий, железнодорожных и водных путей. Отмечается, что селитра особенно взрывоопасна при контакте с горючими материалами и огнем. В результате взрыва аммиачной селитры в атмосфере могут оказать токсичные газы — в частности оксиды азота и аммиак.
Капитан судна Rhosus рассказал, что даже на корабле селитра хранилась в закрытых помещениях. Он считает, что в ее возгорании виноваты исключительно работники порта Бейрута, которые неверно распорядились грузом.
Сотни жертв селитры
Взрыв аммиачной селитры в порту Бейрута — не единственный в мировой истории. Так, одно из крупнейших ЧП с удобрением произошла 22 апреля 2004 года в китайском городе Ренчхох. Тогда на железнодорожной станции оборвался электрический кабель под напряжением в 2,6 тыс. вольт — он упал на товарный вагон с аммиачной селитрой. В результате сдетонировал не только этот груз, но и соседние четыре вагона с селитрой и бензином.
Второй взрыв привел к гибели 161 человека, в том числе 76 детей, более 1,3 тыс. человек получили ранения. Прилегающая к вокзалу часть города была разрушена. К концу 2004 года в Ренчхон были восстановлены более 5 тыс. жилых домов и других построек.
Еще одна трагедия произошла 12 августа 2015 года в портовом городе Тяньцзинь в результате возгорания на складе логистической компании Ruihai. Тогда погибли 173 человека, восемь человек пропали без вести, 797 человек получили ранения. Несколько жилых зданий получили повреждения, взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких десятков километров. Были уничтожены или повреждены более 300 зданий, почти 12,5 тыс. автомобилей, более 7,5 тыс. грузовых контейнеров.
Однако самой крупной по числу жертв и пострадавших считается детонация французского судна с грузом в 2,1 тыс. тонн аммиачной селитры в порту города Тексас-Сити 16 апреля 1947 года. Тогда в результате цепной реакции — взрывов и пожаров на двух соседних судах с аналогичным грузом, в портовых нефтехранилищах и расположенных поблизости от порта химических предприятиях — погиб в общей сложности 581 человек, более 5 тыс. пострадали.