«Крик души»: как пандемия рушит связи белорусов и россиян



Россияне и белорусы бьют тревогу из-за закрытия границы между братскими странами — они рассказали «Газете.Ru», что пограничники не пускают их на родину даже в тех ситуациях, которые правительства государств назвали уважительными для пересечения границ.

Отметим, что граница временно закрылась из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции 18 марта 2020 года. С того момент прошло уже пять месяцев — Россия наладила авиасообщение с Турцией, Танзанией, Великобританией, Абхазией и Черногорией, но вот въехать в братскую страну и выехать из нее обратно до сих пор могут далеко не все.

Как заявлял белорусский премьер-министр Роман Головченко после встречи с российским коллегой Михаилом Мишустиным, Россия пообещала Белоруссии возобновить транспортное сообщение в конце июля, но этого так и не случилось.

Позже ситуация усложнилась историей, которая произошла 29 июля. Тогда под Минском были задержаны более 30 россиян. По версии белорусской стороны, группа граждан РФ — это боевики иностранной частной военной компании «Вагнер», которые якобы планировали дестабилизировать обстановку в стране в период избирательной кампании.

Теперь въехать в Белоруссию могут лишь граждане с белорусским паспортом или видом на жительство. Кроме того, россиянам разрешено единожды приехать в Белоруссию для транзита через республику, лечения, ухода за больными близкими, обучения за рубежом, а также на похороны или работу.

Актуален этот список и для проезда из Белоруссии в Россию — единственное отличие в том, что территорией РФ нельзя воспользоваться для транзита и перемещения до места учебы за рубежом.

Однако, как сообщили собеседники «Газеты.Ru», пограничники не всегда следуют этим правилам. «Я 31 июля поехал в Беларусь из Питера на автомобиле. Сам гражданин Беларуси, но меня не пустили, хоть и было свидетельство о смерти отца. Развернули и отправили обратно. На границе паника, никого не пускают. Автобусы разворачивают обратно», — рассказал «Газете.Ru» житель Витебска Константин Мишахин.

Житель Гомеля Олег не исключает, что у пограничников существуют свои критерии, по котором они определяют, близок ли проезжающему родственник или нет.

«Всей семьей на машине пытались пересечь российскую границу по трассе М10, через Красный камень. У всех паспорта граждан РБ. У жены в Унечском районе (Брянская область — Газета.Ru) проживает мать. Брали ее свидетельство о рождении и ксерокопию паспорта ее матери с пропиской. Так вот нас сыном развернули обратно на Гомель, а жене дали зеленый свет на проезд, но, так как у нее нет прав на управление, пришлось всем возвращаться домой. Увы, но бабушка, а тем более теща не являются близкими родственниками», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».

Пандемия также разделила жительницу Гомеля Наталью Зайцеву с единственным сыном, который получал образование в Санкт-Петербургском горном университете на специальности «Химическая технология».

Когда молодой человек поступил в российский вуз, женщина приняла решение также переехать в Петербург — уволившись с работы в Белоруссии, ей удалось три недели пожить в культурной столице РФ. Однако 16 марта собеседнице «Газеты.Ru» пришлось вернуться на родину, так как соседи затопили квартиру.

«Через сутки граница закрылась. 3,5 месяца были для меня сложным временем. Сын сказал, что трудности делают его сильнее. Во время карантина ему исполнилось 18. У нас были совсем другие планы на этот день. Морально я была не готова к тому, что не смогу видеть сына так долго. Когда однажды у него случился сосудистый спазм — симптомы могли означать все, что угодно — было очень страшно», — рассказала Зайцева, которой в конце концов удалось проехать в Россию на попутной машине.

В то же время житель Витебска Иван пытался проехать на территорию РФ со справкой с места работы и трудовым договором — он занимал должность врача в одной из российских областных больниц. Однако пограничники заявили мужчине: «Не проедете. Вы должны быть утверждены в списке ФСБ».

«Результат — потеря работы. В РБ выехал, находясь в отпуске. Просто регистрация не приравнивается к ВНЖ. И юрист наш этого не знал. И я не проверил. Кто виноват? Сам виноват», — сказал Иван.

Не может проехать на работу и житель города Орши Витебской области Олег Никитин. «Как закрыли границы, сижу дома без работы. Двое детей. У жены зарплата нищенская. Работаю в Москве менеджером официально. Сделали от фирмы запрос в ФСБ больше месяца назад. Ответа нет», — сообщил он «Газете.Ru».

Пандемия нарушила планы многих граждан республики, которые в 2020 году выпустились из школы, лелея мечту о поступлении в российские вузы. Девушка Эвелина из Витебска хотела получить образование в одном из медицинским университетов России, но в итоге была вынуждена выбрать белорусский институт.

«Год назад приняла решение поступать в российский вуз. Съездила в Смоленск, записалась на ЕГЭ — 21 марта должен был состояться первый экзамен. В марте границы закрыли. Меня перенесли на основные даты — на июль», — отметила выпускница.

Девушка и ее семья предприняли попытку проехать через границу, прихватив с собой огромную папку всевозможных документов, однако больших надежд родственники не питали. «На границе мы подошли к таможеннику и спросили, можем ли мы проехать. Он сказал:

«Нет, я вас не пропущу. У вас нет там родственников, вы не являетесь россиянами, вы не первые такие, разворачивайтесь и уезжайте». Конечно, я очень расстроилась», — рассказала Эвелина.

Москвичке Татьяне тоже не повезло — до пандемии она уехала на родину в Белоруссию. Тогда же купила с семьей билеты в Турцию с вылетом из Москвы, думая, что беспрепятственно сможет вернуться в РФ. «Теперь понимаем, что ни в Россию не пустят, ни обратно потом не выпустят. Отпуск насмарку», — заявила девушка «Газете.Ru».

Россияне и белорусы, попавшие в эти сложные ситуации, настаивают: братским народам необходимо иметь возможность въехать на территорию соседней страны. Многие граждане республики учатся и работают в РФ, а россияне нуждаются во встрече со своими родственниками из Белоруссии, отмечают собеседники «Газеты.Ru».

«Ждем открытия границы с марта месяца. Это издевательство над людьми, которые живут с обеих сторон, братские народы, а от политики страдают очень многие. Уже крик души. У нас в Беларуси родня — бабушка и дядя, к которым проехать мне и моей семье теперь нельзя. Каждый год спокойно проезжали и не по разу, а тут…», — заключила живущая в Архангельске гражданка Белоруссии Екатерина (имя изменено по просьбе женщины — Газета.Ru».