«Сидят поникшие»: педагоги о проблемах обучения онлайн



Каждый пятый российский школьник хотел бы перейти на частично дистанционный формат обучения, свидетельствуют результаты опроса онлайн-школы Skysmart, опубликованные RT.

Исходя из ответов ребят, 20% из них были бы не против проходить некоторые предметы онлайн при одном условии – у всех должны быть исправный интернет и необходимая техника.

При этом почти половина опрошенных школьников (49%), теперь больше ценит очный формат обучения, так как весенний опыт дистанционки показался им негативным. По мнению детей, во время уроков в школе учителя лучше объясняли материал. Кроме того, 29% опрошенных отметили важность живого общения с одноклассниками и 11% — контакта с учителями.

В пользу дистанционного обучения высказались 24% опрошенных, 27% затруднились с ответом. Среди раздражающих факторов традиционного обучения школьники выделили необходимость ранних подъемов (25%), а также невозможность учиться в своем темпе (17%).

В Совете Федерации, между тем, высказываются категорически против дистанционного обучения. Как заявил «Газете.Ru» зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс, школьники должны вернуться в школы как можно скорее при обязательном соблюдении необходимых правил безопасности.

«Детей нужно возвращать в школы однозначно. Я это могу сказать исходя из того, как дела обстоят сейчас у моих внуков — школьников: очевидно, что за это время они довольно сильно отстали от программы. К тому же детям обязательно нужно общение, реальное, а не виртуальное. В связи с этим я категорически за возврат в школы – разумеется, с соблюдением норм, ранее предписанных Роспотребнадзором», — заключил собеседник издания.

В этом уверены и в педагогическом сообществе. Российские учителя сходятся в том, что оставлять детей на дистанционном обучении категорически нельзя. Как объяснила «Газете.Ru» член правления Объединения преподавателей истории Тамара Эйдельман, такой формат проведения уроков сейчас сильно отстает от традиционного. Для того, чтобы исправить ситуацию, все методисты должны объединяться и разрабатывать программы, однако сейчас этим никто не занимается.

«Весна показала такой крах всех наших представлений о дистанционном обучении, это было настолько плохо, что сейчас остается только с ужасом ждать, что оно вернется. Единственное, что может спасти школьников от катастрофы — разработка новых подходов к обучению. В противном случае вернутся те невероятные объемы домашних заданий, которые были весной, и отсутствие должного контроля», — подчеркнула эксперт.

Как отметила учитель русского языка и литературы Наталья Иващенко, во время дистанционного обучения дети стали терять полученные знания на глазах. «Развитие превратилось в деградацию. Теорию никто не знает, все ответы на задания ищут в интернете. Я стараюсь делать так, чтобы они писали от руки и отправляли фотографии, чтобы хоть как-то спасти ситуацию», — рассказала Иващенко «Газете.Ru».

Педагог также обратила внимание на изменения в настрое детей на обучение – половина ее учеников весной погрузились в депрессию из-за недостатка общения со сверстниками.

«Дети лишены полноценного общения, сидят поникшие. Ни азарта, ни конкурентного начала, ни необходимого психического состояния у них нет. Чтобы развеселить их, иногда приходится немного болтать на отвлеченные темы – в противном случае, концентрации на работе никакой», — подчеркнула Иващенко.

Нехватку эмоциональных связей отмечает и учитель английского языка Ольга Ветрова. По словам собеседницы «Газеты.Ru», педагогам очень тяжело сразу понять все нюансы, которые возникают во время удаленного контакта с учениками. «Там кроются не только проблемы с обучением детей, которые остались без полноценного контроля со стороны преподавателей, но и проблемы с их социализацией. В результате все это отразится на их ментальном и физическом здоровье», — заявила учитель «Газете.Ru».

Психолог сети клиник «Семейная» Владимир Белов уверен, что во время дистанционного обучения школьники оказались выбиты из привычного графика: школа — дом — улица. При этом на плечи детей свалилось больше ответственности, к которой они оказались не готовы.

«Подросткам в этом возрасте и так не просто коммуницировать с миром. Меняется система ценностей, появляется больше ответственности, которую не всегда хочется принимать. Учеба в школе, отдых и свободное время дома слились воедино. Плюс невозможность привычного общения со сверстниками — все это факторы, способствующие возникновению стресса», — объяснил Белов «Газете.Ru».