^^Не рождаются, а умирают^^^
Снижению числа преждевременных родов в мире мог способствовать рост количества случаев мертворождения, наблюдаемый в пандемию, заявила «Газете.Ru» акушер-гинеколог Маргарита Минасян.
Она пояснила, что к мертворождению приводят отсутствие четких инструкций по лечению COVID-19 у беременных, а также нежелание самих рожениц рассказывать врачам о перенесенном заболевании. Медик обратила внимание женщин на то, что коронавирусная инфекция приводит к внутрисосудистому свертыванию крови, которое может обернуться самыми трагическими последствиями.
«Увеличение числа мертворождений могло привести к отсутствию недоношенных детей. Дело в том, что на сегодняшний день у нас нет четкого регламента по ведению женщины после COVID-19. Медики сами для себя определяют, какой тактики будут придерживаться.
При этом еще и не все женщины говорят, что у них был COVID-19 — да, некоторые не знают, но многие стесняются об этом рассказывать врачу. В итоге они не получают наблюдение, терапию и не сдают кровь чаще положенного», — пояснила врач.
В пандемию о снижении числа недоношенных детей (рожденные при сроке беременности от 22 до 37 полных недель — «Газета.Ru») стали сообщать родильные дома по всему миру. Так, 13 октября группа ученых из медицинского центра Университета имени Эразма Роттердамского опубликовала в журнале Lancet результаты исследования, согласно которым число преждевременных родов в период действия ограничительных мер в Нидерландах снизилось на 15-23%.
Ученые проводили исследования с учетом данных 1,5 млн детей, родившихся с октября 2010 года по июль 2020 года — особое внимание было уделено изменению числа преждевременных родов в четыре месяца до дня введения первых ограничений — 9 марта — и в четыре месяца после этой даты.
В июле ученые датского агентства здравоохранения Statens Serum Institut установили, что в их стране во время действия ограничительных мер число детей, рожденных при сроке менее 28 полных недель, упало почти на 75%.
В то же время, согласно исследованию врачей родильного дома Лимерикского университета, которые делали акцент на вес при рождении, за последние два десятилетия младенцы с весом 3,3 фунта (около 1,5 кг) рождались в восьми случаях из тысячи, а в 2020 году лишь в четырех.
Однако при позитивном раскладе все эти недоношенные дети появились на свет, но, возможно, что пандемия COVID-19 поспособствовала росту числа мертворождений, в связи с чем медики и не принимали преждевременные роды в изоляцию, предположил неонатолог из медицинского центра Университета имени Эразма Роттердамского и ведущий автор нидерландского исследования Джаспер Бен.
Эту теорию подтвердили медики Университетской больницы Святого Георгия при Лондонском университете. Они сравнили исходы беременности в собственной больнице в два периода: с 1 октября 2019 года по 31 января 2020 года — до появления первых зарегистрированных случаев COVID-19 в Великобритании, а также с 1 февраля по 14 июня 2020 года.
Согласно исследованию, частота мертворождений была значительно выше во время стремительного распространения коронавирусной инфекции — 9,31 случая на 1000 рождений по сравнению с 2,38 на 1000 до него.
Авторы предположили, что такой рост может быть вызван тем, что беременные женщины были заражены SARS-CoV-2 или их нежеланием обращаться за медицинской помощью во время пандемии. Отчет по исследованию был опубликован в журнале Jama Network 10 июля.
Стресс, чистый воздух и гигиена
Тем не менее профессор по популяционной генетике Матильда Корделье из Гамбургского университета предположила, что снижению числа преждевременных родов могло способствовать отсутствие стресса у матерей во время изоляции.
«Коронавирус действительно хорош для некоторых матерей — например, для снижения стресса, ведь им не надо посещать так много мест или исполнять некоторые социальные обязанности», — пояснила эксперт medRxiv
Но с этим не согласны российские психологи — так, старший научный сотрудник Центра экстренной психологической помощи МГППУ Геннадий Банников подчеркнул в разговоре с «Газетой.Ru», что повышение уровня стресса в пандемию подтверждает рост обращений на горячие линии. И встревоженность затрагивает даже тех, кто чувствует себя комфортно, работая или учась удаленно, отметил эксперт.
«На 30-40% увеличилось количество обращений. Незначительная часть людей говорит, что им комфортно в период дистанционной работы. Но что касается работы, то многим не хватает обсуждений, общения, мозгового штурма. Одна из причин стресса — это кардинальная смена образа в жизни. Людям тяжело находится в квартире 24 часа. Кроме того, многие боятся заразиться.
Учитывая, что ситуация не кратковременная, общая встревоженность и напряженность будет только расти», — рассуждает он.
Психолог Татьяна Семенко также считает, что в пандемию «большинство россиян испытывают стресс». «Пандемия способствует нагнетанию тревожности, невротическим реакциям. Мы все помним, как скупали гречку и туалетную бумагу. Это экстремальная ситуация», — отметила она.
Тем не менее медики действительно заметили, что на самоизоляции роженицы стали меньше нервничать. «Стресса стало меньше. Мы же обычно и отправляем женщин в стационар на лечение, чтобы убрать стресс, связанный с работой. Если брать весь период с марта по сентябрь, то многие женщины действительно вынашивали детей», — сообщила акушер-гинеколог Маргарита Минасян.
Тем временем распространение COVID-19 среди беременных не позволило снизиться числу преждевременных родов. «С другой стороны, мы имеем большое количество преждевременных родов, связанное с тем, что некоторые женщины перенесли COVID-19. В итоге у них идут нарушения свертываемости крови и, как итог, преждевременные роды. Если все это на одну чашу весов положить, то число ниже не становится», — констатировала медик.
Однако зарубежные медики настаивают на снижении числа недоношенных детей и утверждают, что свою лепту в эту тенденцию могли также внести воздух, очищенный в результате сниженного трафика на улицах, и более тщательная гигиена, которой на фоне пандемии стали придерживаться многие граждане — в том числе и роженицы.
«Потенциальные факторы, определяющие эту уникальную временную тенденцию, заключаются в суммарном социально-экологическом воздействии карантина, вызванного COVID-19», — подчеркнули исследователи из Лимерикского университета в своем отчете.
Отечественные медики считают, что загрязненный воздух и плохая гигиена могут привести к преждевременным родам лишь в теории. «На мой взгляд, снижение трафика в период пандемии никак не повлияло на количество преждевременных родов. Теоретически стрессы могли это сделать, но я все-таки практикующий доктор и опираюсь на реальные факторы, которые приводят к преждевременным родам», — заявила «Газете.Ru» акушер-гинеколог Эсмира Рустамова.
Педиатр Ольга Климова также уверила «Газету.Ru», что недоношенными младенцы рождаются лишь в случае патологий у рожениц. «На преждевременные роды оказывает влияние состояние здоровья женщины, ее гинекологическая или экстрагенитальная патология (группа болезней, объединенных лишь тем, что они не являются гинекологическими заболеваниями и акушерскими осложнениями — «Газета.Ru»)», — рассказала врач.
Неравенство среди рожениц
Вдобавок, зарубежные отчеты подтверждают, что «пандемия действительно сильно увеличивает неравенство», заявил ведущий автор нидерландского исследования Джаспер Бен.
Дело в том, что отсутствие стресса у беременных во время изоляции зависело от финансового благополучия семьи, заявила старший научный сотрудник в области акушерства и гинекологии Йельской школы медицины Дженнифер Калхейн. Так, у тех, кто мог позволить себе работу из дома, «стресс действительно снизился», однако на жизни многих женщин кризис пандемии оказал негативное влияние, вынудив их искать подработки или трудиться еще усерднее, сказала она NYT.
И такое неравенство варьировалось не только от семьи к семье, но и между странами, сказала акушер медицинской школы Университета Эмори в Атланте Дениз Джеймисон.
Она напомнила, что во всех странах разные системы соцзащиты, в связи с чем уровень стресса из-за безработицы и финансовой незащищенности был распределен по ним неравномерно.
Как бы то ни говорили ученые из-за рубежа, стрессу подвержены все — независимо от финансового благополучия, подчеркивает старший научный сотрудник Центра экстренной психологической помощи МГППУ Геннадий Банников: «В том или ином виде стресс испытывают все, потому что все равно системы, финансовые структуры перестраиваются, заводы прикрываются, рабочие места сокращаются. Поэтому в том числе страдают и люди достаточно обеспеченные».
Также встревоженность не зависит от территориальных факторов, считает психолог Татьяна Семенко. «У меня клиенты со всего мира — и в США была напряженная атмосфера в карантин, и в Италии очень сложно им было. Все сбалансировано», — заключила она.