— Онлайн-образование — это вынужденная мера из-за пандемии или тренд 21-ГО века?
— Онлайн-образование – это безусловный тренд 21-го века. Онлайн расширяет наши возможности, позволяет охватить большее разнообразие потребностей учащихся, курсов, представляемых системой образования, педагогов. Спрашивать сегодня о том, полезно ли для образования технология онлайн-, также наивно, как спрашивать сто лет назад полезна ли для образования книга.
Заочному обучению в нашей стране – 100 лет. Заочная математическая школа, начатая выдающимися математиками России более 50 лет назад дала возможность десяткам тысяч выпускников школ по всей стране поступить в ведущие университеты.
Технологии вдохнули в дистанционное взаимодействие учителя и ученика новую жизнь. Телевидение стало основой для мощного Открытого университета Великобритании.
Интернет дал доступ к образованию сотням миллионов людей в мире.
Наш город вышел на передовые позиции в мире, когда Правительство Москвы и Департамент образования в первой половине 2000-ых годов открыл Центр образования «Технологии обучения», где онлайн стало основой образовательного процесса. В Центре стали получать основное и дополнительное образование более тысячи детей, которые не имели возможность посещать школу из-за ограниченных возможностей здоровья, детей-инвалидов. Качество образования этих детей неизмеримо выросло. Опыт Москвы был транслирован по всем регионам России в рамках Национального проекта «Образование». На базе Центра образования и Московского института открытого образования прошли обучение десятки тысяч учителей страны. Этот опыт тогда, по признанию ЮНЕСКО, был уникален в мире.
— Как вы оцениваете переход на дистанционное обучение для московских школьников 6-11 классов?
— Поголовный быстрый переход на дистанционное обучения не может не создать проблем. Но это верно для любого изменения в большой социальной системе, которой является образование.
— В чем преимущества дистанционного формата обучения?
— Преимущества дистанционного формата обучения, конечно, есть. Приведем один пример. В традиционной системе учитель задает на дом сочинение, дети его пишут и приносят тетрадки со своими работами на очередной урок. На этом уроке изучается новая тема. Учительница сочинения собирает, приносит домой (пара лишних килограммов в хозяйственной сумке) или сидит над ним допоздна в школе (а дома ждут свои дети). Затем учительница приносит их на очередное занятие и раздает тетради (на это уходит 5 минут драгоценного времени урока). Разумно было бы дать детям возможность познакомиться с рецензиями учителя на их работы, учителю «постоять в сторонке» и потом обсудить с каждым его проблемы, а со всем классом – общие выводы, относящиеся к данному заданию. Но новая тема не ждет и серьезного анализа работ не происходит. Неэффективность традиционной схемы очевидна, но мы к ней привыкли, ее не замечаем – как же иначе?
Однако «иначе» может быть при дистанционных технологиях и онлайн-взаимодействии. Учитель может получить сочинения еще до очередного занятия и проверить их, обсудив с каждым учеником, с группами учеников, или со всем классом итоги работы, дать советы по улучшению тем, кто захочет свою работу улучшить. На очередном уроке уделить те же десять минут мотивации учащихся на основе результатов сочинения и перейти к новой теме. Чувствуете разницу?
Совсем коротко, еще один момент. Онлайн-взаимодействие позволяет легко фиксировать то, что происходит на уроке и потом проанализировать это вместе с учениками. Это дает принципиально новые возможности для объективного оценивания того, что в современном образовательном стандарте называется метапредметными и личностными результатами.
— Как вы оцениваете – насколько хорошо организовано онлайн-обучение для московских школьников?
— В Москве обучение сейчас организовано на достойном уровне, особенно с учетом его внезапного запуска. Дети продолжают учиться – и это главное. Учителя справляются с технологией, и это – фантастика. Родители смогли принять намного более непосредственное участие в образовательном процессе, понять его специфику и результаты.
Конечно, по сравнению с другими регионами здесь сказались и лучшая техническая база, и более мощный интернет, и подготовка учителей и всей системы образования, методическая и техническая поддержка со стороны городских организаций. Все-таки, Москва – одна из цифровых столиц мира. Серьезный задел в цифровом образовании существует еще с 1980-ых годов. В начале 2010-х Москва стала передовым регионом по введению нового образовательного стандарта, во многом – цифрового, в начальной школе.
— Как вы оцениваете МЭШ? В чем уникальность системы?
— Уникальность системы МЭШ состоит в том, что система образования в целом запустила целый спектр механизмов – организационных, методических, содержательным, финансовых (в том числе – зарплатных), морально-психологических, цифровой трансформации школы.
— Что выдумаете про сбои в работе таких масштабных онлайн-платформ? Норма ли это?
— Вопрос не в сбоях. Они, конечно – неминуемы. Вопрос в том, как система реагирует на них, как она учится. Также вопрос организационно-психологический, именно педагогический – как учитель реагирует на сбой, как он в работе с учениками снижает негативный эффект, находит способы компенсации ситуации. Современный учитель и система образования должны постоянно учиться. Это – необходимость 21-го века.