«Выхода нет»: почему студенты-медики боятся идти на практику



Около трети студентов Оренбургского государственного медицинского университета заразились коронавирусом из-за контактов с больными людьми во время прохождения практики. Об этом сообщает местный портал Orengrad.ru.

Сейчас в оренбургских больницах трудятся 230 студентов университета, сообщила проректор по учебной работе Татьяна Чернышева.

«В каждой группе по 30% заразились, они контактируют с инфекцией, уходят на лист нетрудоспособности. Есть ребята, которые контактировали с больными коронавирусной инфекцией. Мы вынуждены были отстранить их от занятий и перевести на дистант», — заявила она.

Отказаться от прохождения практики студенты не могли – в противном случае им грозила задолженность и последующее отчисление. В результате они обслуживали более 20 пациентов в день, что существенно превышает обычный учебный график. Денег при этом им не платили.

На угрозы отчисления пожаловались и тюменские студенты-медики, которых руководство ТюмГУ настойчиво отправляет на обязательную практику в поликлиники. Там они должны проводить не менее шести часов в день.

«Нам приходится контактировать с пациентами, но нас даже тестировать на коронавирус не хотят. При этом нам приходится совмещать работу с обязательной учебой, которую никто не отменял. При этом мы не оформлены по трудовому договору, — жаловалась местным СМИ одна из студенток. — Уже есть ребята, которые даже заразились во время такой работы».

Челябинские студенты сейчас пытаются избежать участи оренбургских и тюменских коллег – их хотят отправить на практику на кафедру общей хирургии Южно-Уральского медицинского университета, которая находится в ГКБ №1. По словам учащихся, там сейчас бушует вспышка COVID-19.

«Мы ходим на кафедру через все палаты и через, соответственно, всех больных и медперсонал, на которых не были, кстати, надеты маски на протяжении двух недель. У нас сейчас стали многие болеть, потому что в отделении вспышка коронавируса. Ходят слухи о том, что кафедру должны закрыть на карантин, но правду никто не хочет говорить», — рассказала 74.RU одна из студенток.

О заражениях среди студентов, которые трудятся в «красной зоне», «Газете.Ru» также рассказала студентка 6 курса Приволжского исследовательского медуниверситета Анастасия Елизарова. Сама девушка работает волонтером в «зеленой зоне», куда ей предложили устроиться в университете. По ее словам, в вузе студентов никто не принуждал – все шли работать только добровольно.

«Моя работа заключается в основном во внесении результатов тестов в базы данных, помощи с бумагами. Во время своего волонтерства я не слышала о заражениях, так как работаю в зеленой зоне. А вот те, кто работает в «красной зоне», да, к сожалению, заражаются», — поделилась девушка.

При этом бесплатно работать в зоне заражения студентов не заставляют – им предлагают устроиться в больницу по трудовому договору, а также обещают дополнительные выплаты. По такой схеме трудоустроились некоторые студенты Ростовского государственного медуниверситета.

«Это сейчас самая высокооплачиваемая, но очень тяжелая для психики работа. Люди болеют, они отрезаны от родственников, им одиноко и страшно. Очень врезается в память, когда тебя хватают за руки и беззвучно просят «помогите». И ты очень хочешь помочь, но часто не можешь. И от этого особенно тяжело», — рассказала «Газете.Ru» Валерия, которая трудится в ковидной реанимации и учится на 6 курсе ростовского университета.

Несмотря на трудности, с которыми предстоит столкнуться при работе с коронавирусными больными, в «красную зону» хотят пробиться и те, кто сейчас трудится в «зеленой». Так, студент 5 курса РостГМУ Артем Коломоиц сейчас работает на горячей линии по ковиду, но очень ждет получения определенных документов, дающих возможность выйти на передовую линию.

«Небольшими группами по пять человек нас собирают и отправляют по поликлиникам. Кто-то помогает в регистратуре, а кто-то отвечает на звонки по горячей линии. Среди наших групп заражений не было, поэтому никто не жалуется. Меня недавно звали работать в ковидный госпиталь, но у меня, к сожалению, пока нет сертификата медбрата – это и остановило. Как сдам, пойду обязательно. Платят там хорошо, одна только премия президентская 50 тыс. рублей, как говорят», — поделился он с «Газетой.Ru».

Менее позитивно настроен студент 6 курса РостГМУ Вячеслав Святов, работающий фельдшером скорой помощи с начала пандемии, – по его словам деньги за работу с коронавирусом действительно платят хорошие, но и риск заразиться очень высок:

«Знаю, что однокурсников звали на практику, все четко оговорено – «красная зона» только за зарплату. Тем не менее, заразиться можно и в «зеленой» — вирус же сейчас везде, по сути. Нам коронавирусные больные попадаются редко, так как скорые делятся на ковидные и обычные. Но никто не застрахован. Сейчас коллеги активно заболевают, нас все меньше, поэтому скорую помощь людям приходится ждать в разы дольше. Но выхода нет, как-то справляемся».

Некоторые студенты также стремятся самостоятельно найти себе практику, чтобы избежать распределения: бороться с вирусом на передовой готовы далеко не все.

«В университете действительно звали на практику и в «красную», и в «зеленую» зоны. Но я категорически отказываюсь и ищу себе место сама – страшно заразиться и заразить близких, к такому большому риску я не готова», — сообщила «Газете.Ru» студентка Ставропольского государственного медуниверситета Марина.

Отстранилась от работы с коронавирусными больными и студентка 6 курса РостГМУ Тата Шахова, которая в конце весны работала в ковидном госпитале в Москве. Как объяснила девушка «Газете.Ru», туда ее отправили в командировку.

«На работе поступило предложение поехать в качестве добровольца в Москву, так как там самая тяжелая ситуация, я согласилась. Работала в реанимации — было тяжело и физически, и морально. Помимо выполнения назначений необходимо еще осуществлять должный уход за пациентом: перестилать кровать, менять белье, купать. А плюсы работы — колоссальный опыт, который невозможно было бы получить при иных обстоятельствах за такой короткий срок», — уверена девушка.