Поезда для людей



– МЦД пока находятся в начале своего развития, тем не менее год – достаточный срок, чтобы оценить успешность проекта. Каким стал этот первый год работы в реальных городских условиях для «Иволги»?

– «Иволга» показала себя как надежный поезд, который действительно справляется с работой в условиях города. А это большой пассажиропоток, строгое расписание с частыми остановками и нетипичными для электропоездов краткими перегонами. Приспособленность к таким условиям была заложена в «Иволге» изначально. Инженеры Тверского вагоностроительного завода «научили» поезд быстро разгоняться и так же тормозить, а дизайнеры продумали, как сделать так, чтобы пассажирам было комфортно. Во-первых, мы отказались от тамбуров: люди входят сразу в салон, около дверей есть место, где можно стоять, если едешь всего пару остановок. Во-вторых, сами входные двери шире стандартных – 1400 мм. Это позволяет быстрее входить в поезд и выходить из него сразу нескольким людям. В-третьих, «Иволга» реализована как единый состав – из вагона в вагон можно проходить беспрепятственно и выбирать, таким образом, удобное для себя место.

– Пассажиры к этому довольно быстро привыкли. К тому же это позволяет лучше соблюдать социальную дистанцию, что сейчас особенно важно.

– Да, пандемия серьезно изменила жизнь. Мы даже не ожидали, что традиционные для нашего транспорта системы обеззараживания воздуха окажутся настолько востребованными. Мы ставили их последние десять лет на всю линейку пассажирской техники и, конечно же, снабдили ими и «Иволгу». При этом на тот момент мы ставили их, в первую очередь, для того, чтобы минимизировать риски заражения сезонными простудными заболеваниями, но теперь эта технология, можно сказать, на «передовой». По две обеззараживающие установки в каждом вагоне «Иволги» инактивируют бактерии и вирусы. Еще одна работает в кабине машиниста. Это происходит за счет мощных ультрафиолетовых ламп, таких как работают в больницах. При этом установки совершенно безопасны для пассажиров, так как интегрированы в систему микроклимата. Ну и бесконтактные смесители для воды, дозаторы мыла и электросушилки в туалетных комнатах тоже помогают снизить риски передачи вирусов.

– Хотя МЦД – это один из самых быстрых способов передвижения по Москве, пассажиры все равно проводят в поезде довольно много времени. И чтобы длительная поездка была комфортной, нужно немало условий. Что для этого сделано в «Иволге»?

– В поезде можно зарядить мобильные устройства, подключиться к интернету, сесть в удобные кресла и полюбоваться видами из панорамных окон. Там есть куда поставить велосипед, родители с детьми могут воспользоваться пеленальным столиком, а маломобильные пассажиры без труда могут заехать в поезд на коляске. Это, казалось бы, мелочи, но именно из них и складывается качество перевозок, а, значит, и качество жизни отдельного человека.

Потребности пассажиров растут, и это абсолютно правильный и закономерный процесс. Меняется мир вокруг нас, меняются интерьеры домов, офисов, кафе. Транспорт не должен отставать от этих трендов. И мы стараемся все учесть и в какой-то мере даже предугадать. К примеру, трудно было представить всего несколько лет назад, что появится городской поезд, в котором будут Wi-fi и USB-разъемы в каждом кресле! Сегодня это реальность, и по-другому не будет.

– Насколько вообще требовательны современные пассажиры? Чего они ожидают от городского транспорта и часто ли меняются их представления о том, каким он должен быть?

– Пассажиры хотят, чтобы транспорт был удобным, и это справедливое желание. А видение того, каким именно он должен быть, конечно, меняется со временем. Вот почему очень важно своевременно получать обратную связь. Например, нам помог лучше понять, чего хотят люди сегодня, краудсорсинг-проект правительства Москвы, который проводился зимой. Москвичи делились своими пожеланиями о работе диаметров и, в частности, говорили об «Иволге». Часть их идей инженеры уже реализовали в нашем поезде «Иволга 2.0». Установили урны, держатели для прессы, вендинговые автоматы. Сейчас Трансмашхолдинг работает над новой модификацией этого поезда, которая будет еще более комфортной для пассажиров.

– Такая ориентированность на человека, его потребности – тренд современной транспортной отрасли. Однако это ко многому обязывает производителей транспорта. Как соответствовать таким требованиям?

– Это то, к чему мы должны стремиться. Для нас в центре вселенной – пассажир. Мы видим свою миссию именно в том, чтобы делать жизнь людей лучше. Мы должны не просто спроектировать поезд, а в каждый момент времени думать о том, как им будут пользоваться, будет ли в нем удобно сидеть, ходить, читать, куда поставить вещи, как сделать так, чтобы ничего не мешало. Ответить на эти вопросы нам помогает обратная связь. Мы активно используем ее и при разработке вагонов для поездов дальнего следования. Например, недавно мы представили концепт нового плацкартного вагона, выполненный в габарите «Т». Он на 28 см в ширину и на 73 см в длину больше стандартного вагона. Макет в течение двух недель был доступен для пассажиров – стоял на площади Павелецкого вокзала, где каждый мог пройти по вагону, задать свои вопросы и заполнить анкету, оценив каждое решение конструкторов. В целом пассажиры положительно отозвались о концепте, дизайн одобрили 85% респондентов, комфорт – 73%, надежность – 78%. Но мы, конечно, учтем и замечания, посмотрим, над чем можно еще поработать.

Кстати, сама идея использования габарита «Т», в котором раньше производились только пригородные поезда, отчасти принадлежит пассажирам. Годом ранее мы представляли сразу три концепции плацкартного вагона. Макет одной из них можно было увидеть на выставке «Транспорт России – 2019», а также на Казанском вокзале Москвы и на вокзале Адлера. Большинство респондентов положительно оценили предложенный дизайн, при этом некоторые отметили, что хотелось расширить пространство вагона и увеличить площадь спальных мест. Именно это мы и сделали в новом концепте.

– Это очень хороший подход. Однако нельзя отрицать, что кроме мнения пассажиров важны и пожелания оператора перевозок. Как вам удается балансировать между нуждами пассажиров и требованиями операторов?

– Задача непростая, но от успешного сотрудничества производителей состава и операторов перевозок, в конечном счете снова выигрывают пассажиры. Могу привести пример такого взаимодействия по «Иволге». Важный критерий нашего поезда – гибкая составность. Мы можем выпускать составы с любым количеством вагонов от пяти до 12. Все зависит от тех задач, которые нужно выполнять оператору. Например, сейчас мы поставляем Центральной пригородной пассажирской компании партию из 180 новых вагонов Иволги. Они поступают на МЦД-1 и МЦД-2, и позволят сделать все составы «Иволги» 11-вагонным без сцепки. Именно такая длина поезда, как показала практика, оптимальна для перевозок и подходит для инфраструктуры МЦД.

– Как мы видим, заказы на поезд растут. Готов ли Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) к такому объему работы особенно в такой непростой период как сейчас – во время пандемии?

– Конечно, готов. Для этого есть все производственные мощности и специалисты. Мы сможем оперативно произвести столько вагонов, сколько будет необходимо. На заводе с начала пандемии применяются строгие меры безопасности против распространения коронавируса. Производство не пришлось останавливать даже весной, поскольку ТВЗ вошел в список системообразующих предприятий транспортного машиностроения и экономики своего региона. Сокращать объемы также не понадобилось, поскольку у завода есть ряд долгосрочных контрактов, в том числе, на поставку «Иволги».

Более того, на базе ТВЗ продолжает формироваться крупнейший в России кластер транспортного машиностроения. В его состав кроме производственных предприятий входят научные, образовательные, общественные организации из разных регионов страны. Такое объединение ресурсов позволит активнее развивать инновационные процессы во всей отрасли. Одной из составляющих кластера является центр компетенций по проектированию и производству пассажирского подвижного состава.

– Проект МЦД, да и, в целом, городской железнодорожный транспорт очень востребован в столице. О своем наземном метро говорят и в Санкт-Петербурге. Каковы, на ваш взгляд, перспективы этого вида транспорта?

– Использование железных дорог для внутригородских перевозок и связи с пригородом – закономерный процесс развития городских агломераций. Наземное метро зарекомендовало себя в европейских столицах, а теперь и в Москве. Поскольку это один из самых экологичных и безопасных способов передвижения, нет сомнений, что он будет оставаться приоритетом. Только с помощью таких решений можно разгрузить автомагистрали и помочь жителям пригорода комфортно и быстро добираться до мест работы или учебы, а москвичам предоставить новые альтернативные маршруты. При этом создается система бесшовной перевозки, позволяющей с комфортом пересаживаться с пригородного поезда на метро, трамвай или автобус. В Москве продолжается строительство таких станций пересадки. А мы продолжим создавать городские поезда, которые уже сегодня стали символом будущего отечественного транспорта.