«Реконструкция жизни малолетних узников
Рабочие возводят сторожевые вышки, маляры красят новенькие бараки в тусклый серый цвет — так в Карелии готовятся к открытию музея, имитирующего быт и жизнь малолетних узников финских переселенческих концлагерей.
Воссозданием постройки занимается детский благотворительный фонд «Открытые возможности». На данный проект Фонд президентских грантов в прошлом году выдал 2,8 млн рублей.
Стройка проходит на территории частной турбазы в деревне Ватнаволок. Председатель правления «Открытых возможностей» Наталья Абрамова уточнила: речь идет не о реконструкции существовавшего в Великую Отечественную войну концлагеря, а о создании нового.
Она рассказала «Газете.Ru», что сюда с целью патриотического воспитания будут свозить школьников региона — жить в этих условиях им предстоит два дня. Первых посетителей музей готовится принять уже в декабре 2020 года.
Их ждет разнообразная патриотическая программа. Так, в учреждение будут приезжать историки и сами бывшие малолетние узники для проведения занятий. Также гостям предстоит поучаствовать в военно-патриотических играх и уроках мужества от Петрозаводского казачьего общества.
«Это объект реконструкции жизни и быта малолетних узников. Поисковые отряды Республики Карелия нам предоставят экспонаты: предметы быта времен войны. Преимущественно это будут тарелки, ложки. В одном из бараков планируется поставить нары, печку», — поделилась планами Абрамова.
Тем временем местные жители недовольны соседством с копией концлагеря. «Отношусь к этому отрицательно. В Ватнаволоке мои внуки на велосипедах заезжают в это место, оно совсем рядом. Раньше там был пионерлагерь и много детишек. Место красивое, но не для концлагеря. Этот ужас будет присутствовать прямо у нас в деревне», — возмутилась в разговоре с «Газетой.Ru» сельчанка Галина.
Кроме того, в Карелии до сих пор живут бывшие узники финских концлагерей, которым не стоит напоминать об ужасах войны, уверены местные жители. «Оставшимся старикам напоминать эти дни? Моя бабушка год назад умерла и все время вспоминала этот лагерь. Лучше для детей что-нибудь постройте! Или реконструируйте лагерь там, где он был на самом деле», — возмутилась жительница Кедрозерского сельского поселения Вера.
Негативно скажется этот проект и на детях, считает клинический психолог Дмитрий Старостин. По его словам, школьникам от 14 лет действительно необходимо рассказывать о преступлениях против человечества, посещая с ними, например, настоящие концлагеря, а не новые центры заключенных, которые имеют «опосредованное отношение к истории».
«Их втягивают во что-то очень опасное, с точки зрения ребенка. Возникает такое чувство, будто патриотически хотят воспитать, показав, какие финны были жестокие, значит возбудив ненависть по отношению к ним. Воспитание через возбуждение ненависти в педагогике считается концепцией крайне разрушительной», — пояснил эксперт «Газете.Ru».
Он также опасается, что события XX века будут рассматриваться в музее однобоко, что может отрицательно сказаться на школьниках. «Допустим, какой-то ребенок скажет: «Простите, что вы нам показываете? Я знаю, что в 30-е годы сталинский режим в таких бараках уничтожал детей врагов народов. Почему вы нам показываете финнов?».
Подростки в этом возрасте имеют представление о разных точках зрения на историю. Создатели концлагеря создают будто некую безальтернативную реальность. Дети возмутятся, это возмутительная психотическая реальность», — констатировал Старостин.
Организаторы проекта признались — такие обвинения они слышат не в первый раз. «Нет желания обвинить кого-то в ужасах войны. Мы создаем этот проект с такими установками: войны быть не должно. Почему, получается, что у Карелии есть своя история, а рассказывать мы ее не можем?» — возмутилась глава фонда «Открытые возможности».
Она добавила, что в музее создадут все условия для детского комфорта. «Так как реконструкция будет располагаться на территории базы отдыха, у ребят будет возможность двухместного и трехместного размещения в благоустроенных, комфортабельных номерах. Предусмотрено трехразовое питание по системе шведский стол, полевая кухня на улице. Также детям обеспечат трансфер с экскурсоводом», — объяснила Абрамова.
Местные жители между тем отмечают, что даже на автобусах добраться до базы отдыха очень сложно из-за размытых дорог. К тому же, проживание там очень дорогое, что, безусловно, скажется на стоимости путевки в концлагерь.
«Сейчас это частная база отдыха. Я там была и знаю, что местный житель не сможет себе позволить провести там выходные с финансовой точки зрения. До возведенного музея отсутствует элементарно дорога — 30 км ям, рытвин и грязи, молчу про сезон распутицы. Существует множество запросов на ремонт дорожного покрытия, результат, как вы понимаете, нулевой», — поделилась жительница Кедрозерского сельского поселения Елена.
Реконструкции концлагеря не удастся заработать не только из-за возможной высокой цены билета, но и из-за тематики, предположила уполномоченная по правам человека в Республике Карелия Лариса Бойченко.
«У меня первое историко-архивное образование, второе юридическое, поэтому я всегда, конечно, за то, чтобы музеи были, но, что касается данного музея — по-моему, надо очень аккуратно подойти к решению этого вопроса. Вообще вот эту историческую тематику, связанную с концлагерями, не всегда можно монетизировать. Вы же понимаете, любой музей существует на какие-то средства», — сказала омбудсмен «Газете.Ru».
«Остановите этот проект!»
Критика окружала концлагерь и до переезда в Ватнаволок. Так, в феврале 2020 года его должны были возводить в деревне Шайдома Кондопожского района, где снимался фильм «Весури», премьера которого состоялась весной 2019 года. В основе истории — воспоминания малолетних узников финских концлагерей времен ВОВ, когда часть Карелии была оккупирована. За основу музея взяты декорации именно из этого фильма.
Жители Шайдомы, карельские депутаты и историки сразу выступили против концлагеря. «Не понимаю цель этого проекта. Что это молодому поколению дает? В этом есть какое-то негативное эмоционально-сильное воздействие. Есть другие способы воспитывать патриотизм.
О войне уже очень много сказано: и музеев много есть, и выставок. Может, нам молодежь нацеливать на будущее, а не на прошлое. Патриотизм должен основываться на положительных конструктивных вещах», — рассуждает в разговоре с «Газетой.Ru» руководитель Центра NORDICA Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Ирма Муллонен.
В одном из крупнейших изданий Финляндии Ilta-Sanomat также раскритиковали данную инициативу — журналист и эксперт по финско-русским отношениям Ilta-Sanomat Арья Паананена написала, что «в Шайдоме не располагался ни один финский лагерь военнопленных или гражданских лиц в период войны 1941-1944 гг., и из проектной документации не ясно, почему именно Шайдома была выбрана в качестве места размещения бутафорского лагеря».
В фонде «Открытые возможности» пояснили, что и не преследовали цель соблюсти территориальную точность — в первую очередь они хотели найти место, в котором будет комфортно школьникам. «Хочу отметить, что это не копия какого-то концлагеря. В Ватнаволоке концлагеря не было. Мы очень долго выбирали место. Столкнулись с тем, что какие-то участки подходили, но категория земель была не той. Какие-то места располагались слишком далеко от Петрозаводска», — рассказала Наталья Абрамова.
По плану музей должен был открыться в Шайдоме уже летом 2020 года, однако проект завернули. «Изначально была инициативная группа, которая готова была по истечению срока реализации фильма развивать там туристическую структуру. Обещали, что можно разместить лагерь, но в итоге столкнулись с тем, что нельзя. Продумать все, к сожалению, невозможно. Да и далековато это было», — пояснила глава фонда.
В итоге стройка уехала на берег Онежского озера у города Кондопога, но и там местные жители концлагерь не приняли. Выросшие финские заключенные, краеведы, поисковики и другие сельчане написали обращение к депутату законодательного собрания Карелии от Кондопожского района Анне Лопаткиной с просьбой прикрыть стройку. Они объяснили это тем, что, власти обещали благоустроить берег, оснастив его дорожками, лавочками и детскими площадками, а не реконструкцией. Кроме того, проект показался сельчанам «антигуманным».
«В Кондопоге и районе проживают 160 человек, бывших малолетних узников концлагерей. Они требуют остановить этот проект! <…> Размещение проекта сослужит «медвежью услугу» в развитии отношений с Финляндией»,
— указано в письме. Так реконструкция и оказалась в деревне Ватнаволок.
В годы войны в Карелии были расположены не менее 14 лагерей для мирного населения — причем шесть в одном только оккупированном Петрозаводске. Здесь по состоянию на апрель 1942 года находились около 24 тыс. человек — это 30% от населения в зоне оккупации, сообщалось в документах регионального управления ФСБ, которые в 2020 года рассекретил Следственный комитет России.
«Оккупационная политика финнов была расистской. Конечной ее целью было создание чистого в этническом отношении государства — Великая Финляндия. В соответствии с этим она четко делила жителей завоеванных земель на категории в зависимости от их национальности. Те обитатели Карелии, кто был по крови финно-уграми, оказывались в преимущественном положении в сравнении со славянами, которых и отправляли в концлагеря», — рассказывал доктор исторических наук Сергей Веригин «Известиям».
По его словам, людей насильно помещали в лагеря, где их ожидали каторжные работы, антисанитария, голод и в конце концов смерть. По данным СК РФ, в этих местах скончались 8 тыс. мирных жителей — среди них свыше 2 тыс. детей.