Освобожденные в Ливии Шугалей и Суэйфан летят в Россию



Триполи освободил и отправил на родину двух россиян — депутата государственного совета Республики Коми от партии «Родина» Максима Шугалея и сотрудника Фонда защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) Самера Суэйфана, — которые были задержаны в июле прошлого года якобы за намерение «вмешаться» в президентские и парламентские выборы в Ливии.

Как сообщил в своем Telegram-канале президент ФЗНЦ Александр Малькевич, сотрудники его организации были освобождены днем в четверг, 10 декабря. Он поблагодарил Министерство обороны и Министерство иностранных дел и отдельно — специального представителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаила Богданова. Сам Богданов сообщил, что россияне должны прибыть в Россию в ночь на пятницу, 11 декабря.

«Да, они освобождены. Сейчас находятся в пути на родину», — указал сотрудник МИД РФ.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала произошедшее «чрезвычайно хорошей новостью», передает РИА «Новости». «С российской стороны было выражено удовлетворение данным решением ливийских властей, высказана признательность всем тем, кто оказывал содействие в освобождении российских граждан», — подчеркнула дипломат.

Член комитета Госдумы по международным делам Виталий Милонов напомнил, что «русские своих не бросают» и пояснил, что освобождение сотрудников ФЗНЦ — это заслуга всех россиян, сопереживающих арестованным и проводивших пикеты в их защиту, передает ФАН.

«Это заслуга очень многих: наших дипломатов, которые вели переговоры, общественников и простых неравнодушных людей. Я помню, когда мы стояли с пикетом у посольства Ливии в Москве, там были депутаты, журналисты и обычные граждане, пришедшие поддержать Максима и потребовать его скорейшего освобождения», — сказал парламентарий.

В партии «Родина» признались, что пока нет понимания того, когда Шугалей приступит к своим политическим обязанностям, передает «Интерфакс».

«Сейчас важно, чтобы Максим увидел свою семью», — добавила председатель президиума партии Марина Костычева.

Россияне были захвачены в мае 2019 года людьми полевого командира Абд аль-Рауфа Кары, тесно связанного с Правительством национального согласия (ПНС) Файеза Сарраджа. При этом двумя месяцами ранее ПНС выдало разрешение на работу им и третьему члену группы — социологу Александру Прокофьеву.

Ордер на арест Суэйфана и руководителя полевой исследовательской группы ФЗНЦ Шугалея был выдан 3 июля прокуратурой Ливии. За несколько дней до этого Прокофьев улетел в Россию.

Bloomberg писал, что россияне якобы хотели провести встречу с сыном бывшего лидера страны Муаммара Каддафи Сейфом аль-Исламом, который считается потенциальным кандидатом на пост президента Ливии.

Прокуратура утверждала: данные, которые содержатся на изъятых у россиян электронных носителях, свидетельствуют о том, что они оба работали на компанию, «специализирующуюся на вмешательстве в выборы, которые намечены в нескольких странах Африки», в том числе Ливии.

Кроме того, в документе правоохранительных органов Ливии указывалось, что третий россиянин успел покинуть страну до проведения операции ливийских спецслужб.

Задержанные содержались в частной тюрьме «Митига», которую контролируют Специальные силы сдерживания МВД Ливии, называемые RADA, и, по данным российских СМИ, состоящие из бывших боевиков «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещена в России).

«Власти Триполи не смутило то, что в Ливии отсутствует закон о выборах, страна охвачена гражданской войной, а проведение выборов главы государства даже не запланировано», — заявили по этому поводу в ФЗНЦ.

В Фонде добавили, что их сотрудники проводили на территории бывшей Джамахирии социологическое исследование, информируя представителей Ливии о полученных результатах.

В ФЗНЦ также высказывали опасения в связи с тем, что к задержанным могут применяться пытки и жестокое обращение. Помимо этого, в Фонде указали, что с Суэйфаном и Шугалеем проводили допросы сотрудники западных спецслужб, которые работают в Ливии и по заказу которых, вероятно, россияне и были арестованы.

Российские власти больше года вели переговоры с Ливией с целью освобождения задержанных.