«Сделали калекой»: в США освободили забравшую детей на родину россиянку



39-летнюю россиянку Богдану Осипову, осужденную за похищение собственных детей, выпустили из тюрьмы в штате Коннектикут, США. Об этом сообщили в российском посольстве в Штатах.

«Рады приветствовать Богдану Осипову вне стен тюрьмы «Данбери», штат Коннектикут! Понимаем, что многое еще ей предстоит перенести, находясь в ожидании оглашения нового приговора.

Вместе с тем надеемся на справедливость по отношению к россиянке. Желаем Богдане здоровья, стойкости и успехов в отстаивании своих интересов!» — говорится в сообщении диппредставительства. В посольстве подчеркнули, что будут добиваться возвращения соотечественницы на родину.

В окружном суде США по округу Канзас уточнили, что россиянка вышла на свободу, согласившись в случае нарушения условий освобождения выплатить залог в размере $25 тыс. Эта сумма также гарантирует, что Осипова явится на следующее заседание суда по ее делу, намеченное на 8 января 2021 года — на нем женщине будет оглашен повторный приговор.

«У него был трудный брак»

Богдана Осипова эмигрировала в США по студенческой программе в 2003 году, вскоре вышла замуж и получила второе, американское гражданство. В 2004 году она родила сына, однако брак распался. Спустя несколько лет женщина познакомилась с офицером ВВС США Брайаном Мобли, а в 2013 году в браке с мужчиной у нее родилась дочь.

Тем не менее уже спустя год, в марте 2014 года, Брайан подал на развод в окружной суд в округе Седжуик, штат Канзас. Пока дело находилось на рассмотрении, Богдана Осипова, на тот момент беременная уже третьим ребенком, вместе с детьми уехала в Россию. Причиной отъезда россиянка назвала насилие со стороны мужа. Еще находясь в браке, она дважды подавала на мужчину заявление в полицию — за насильственные сексуальные действия и избиение — но затем забирала жалобу.

Между тем новая жена Мобли Мелисса на своей странице в Facebook писала, что Брайан сам был жертвой: «У нeгo был тpудный бpaк, и кoгдa oн пoпытaлcя paзвecтиcь c нeй, oнa ушлa, чтoбы иcпoльзoвaть дeтeй в кaчecтвe pычaгa дaвлeния нa нeгo. Онa — aбcoлютнoe злo».

Через два месяца после приезда в Россию у Осиповой родилась вторая дочь. В это же время женщина расторгла брак с Мобли в РФ, и российский суд принял решение оставить ей двух детей и определить их место жительства в России. По решению суда, им запрещено покидать страну.

Брайан Мобли в то же время по решению американского суда также получил полную опеку над детьми. После этого он обвинил Осипову в похищении дочерей. И когда в 2017 году россиянка вернулась в США, чтобы вернуть опеку в этой стране, ее арестовали по подозрению в похищении собственных детей. Кроме того, ее обвинили в вымогательстве — женщина просила бывшего мужа выплачивать алименты.

«Была обездвижена, не могла есть, пить, говорить»

С августа 2018 года Осипова находилась под стражей в тюрьме в штате Канзас. По информации родственников, она была лишена прогулок на свежем воздухе, а в камере не было окон. Затем женщину перевели в тюрьму штата Коннектикут.

В феврале 2019 года глава Совета по правам человек Михаил Федотов направил послу США в России Джону Ханстману письмо, в котором сообщал, что за время нахождения под арестом неоднократно нарушались права, унижались честь и достоинство Богданы.

«Она подвергалась физическом насилию, преследованию и надругательствам со стороны надзирательницы. К ней применяли меры медицинского характера без ее согласия и назначения врача, что повлекло серьезное ухудшение ее здоровья»,

— подчеркивал Федотов.

Мать Осиповой Юлиана Филипюк рассказывала телеканалу RT, что ее дочь начала страдать от нарушений памяти. По словам женщины, в тюрьме ее родственнице вводили сильные психотропные препараты, из-за чего она лишилась дееспособности. «Ее сделали калекой. Она находилась в инвалидном кресле, была обездвижена, не могла есть, пить, говорить», — добавляла Филипюк.

Кроме того, как рассказывала изданию «Новый Калининград» родственница осужденной россиянки Елена Полякова, в тюрьме с началом пандемии также существовал большой риск заразиться COVID-19.

«Коронавирус гуляет. А у них камеры по 160 человек — условия содержания ужасные. Как-то Богдану в числе других 30-ти человек на кухню переселили [на карантин] — бросили на голые раскладушки без постельного белья, без полотенец и мыла. Они через полторы недели ушли оттуда обратно к себе в корпус», — говорила Полякова.

«В проигрышном положении оказались все»

6 марта 2019 года суд присяжных признал россиянку виновной по трем из пяти пунктов обвинения, один из которых — похищение, два других — вымогательство. Максимальный срок по каждому пункту — 20 лет заключения и штраф в размере $250 тыс. В сумме Богдане Осиповой грозило до 83 лет лишения свободы и до $1,25 млн штрафа.

В настоящее время Брайан Мобли предложил экс-супруге заключить мировое соглашение, согласно которому опека над детьми полностью переходит матери, но у отца тоже будет право участвовать в их воспитании. Если Осипова согласится с условиями, то Мобли напишет прошение о помиловании, уверен адвокат Алексей Волосюк.

«Брайан уже сам устал от этой ситуации — Богдана в тюрьме, но детей он так и не видит. В проигрышном положении оказались все, и особенно дети, которые несколько лет без родителей живут,

— пояснил юрист «Новому Калиниграду». — Брайан согласен, чтобы дети жили в России, но он должен иметь возможность видеть их, и чтобы они хотя бы могли, если захотят, приезжать к нему в гости».

Сейчас о девочках заботятся бабушка Юлиана Филипюк и ее родная сестра, официальный опекун детей, Елена Полякова. Софии уже исполнилось семь лет, а ее младшей сестре Изабелле — пять.

«С Богданой девочки общаются по видеосвязи — один-два раза в месяц в тюрьме дают такую возможность. А еще по телефону разрешают звонить», — рассказала Полякова «Новому Калининграду».

При этом ни София, ни Изабелла не знают английского языка. «У детей сейчас уже от американского мало что осталось. Вторая девочка рождена в России и жила здесь, а старшая очень мало там была. Для детей родина уже здесь — здесь их место жительства, их привычная среда, люди, которые о них заботятся», — также отметила в беседе с изданием уполномоченный представитель по правам ребенка в регионе Ирина Ткаченко.