Халатность и равнодушие: как россияне судятся со «скорой»



Октябрьский районный суд Ижевска удовлетворил иск местного жителя к АУЗ «Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» о компенсации морального вреда.

По данным пресс-службы суда, в июле 2015 года мужчина попал в ДТП. На место аварии прибыли врачи скорой помощи. Они проделали необходимые медицинские манипуляции, однако не госпитализировали потерпевшего. На следующий день мужчина резко почувствовал себя хуже, и уже другая бригада скорой помощи отвезла его в больницу.

«Он находился на лечении 16 дней, был выписан с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма. После этого в течение 2015 и 2016 годов истец неоднократно госпитализировался в медицинские учреждения для лечения последствий травм, полученных при ДТП», — рассказали в районном суде изданию «Город Глазов».

По мнению пострадавшего, его здоровье ухудшилось не только из-за полученных травм при ДТП, но и из-за некачественно оказанной медицинской помощи непосредственно на месте аварии.

«Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать, считает, что весь причиненный истцу вред является следствием того вреда, который был причинен истцу только непосредственно в результате ДТП», — сообщили в пресс-службе.

После изучения материалов дела и исследования выводов судебных медицинских экспертиз суд все же вынес решение об удовлетворении исковых требований. С ответчика взыскали 100 тыс. рублей в счет компенсации морального вреда, он также обязан покрыть судебные расходы.

Похожая история произошла в июне 2019 года. Тогда главного врача КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи города Хабаровска» привлекли к административной ответственности за превышение лимита времени прибытия бригады скорой помощи к пациенту и ряд других нарушений.

«В ходе проверки установлено, что специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи полностью не укомплектована. В составе неотложки не хватает медицинских сестер», — сообщили в прокуратуре Кировского района.

Кроме того, в автомобилях «скорой» не хватало необходимого оборудования — экспресс-измерителей регенерации глюкозы в крови, аппаратов искусственной вентиляции легких, электрокардиографов и прочих медицинских изделий.

Также «скорая» использовала лекарства с истекшим сроком годности, а двадцатиминутная транспортная доступность не была обеспечена (согласно приказу Минздрава России от 20.06.2013 № 388н при оказании экстренной медицинской помощи время прибытия медиков к пациенту не должно превышать 20 минут с момента вызова, — «Газета.Ru») – в прокуратуре обнаружили, что время пути скорой помощи не раз превышало установленные нормативы.

Так, к избитому пациенту с головной болью для оказания скорой помощи в экстренной форме бригада добиралась 114 минут. Время приезда к беременной пациентке с болями в животе составило 46 минут.

«Прокурором района вынесено два постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, которые рассмотрены судом, удовлетворены, виновные лица привлечены к административной ответственности», — заключили в прокуратуре Кировского района.

Председатель комиссии по юридической безопасности МОО Ассоциации юристов России Алексей Гавришев рассказал «Газете.Ru», что подать исковое заявление на сотрудников скорой помощь не составляет труда. «Во-первых, это право любого гражданина, во-вторых, скорая помощь, а точнее врачи в целом, несут полную ответственность за свои действия и бездействие. И не только по гражданскому законодательству, но и по уголовному», — отметил он.

В случае наступления негативных последствий для человека от действий врачей он имеет право подать заявление в полицию, а также заявить гражданский иск с требованием компенсации вреда, также сообщил адвокат.

«В большинстве случаев, такие дела оказываются в суде, и суд занимает позицию пострадавшей стороны», — добавил он.

С Гавришевым согласился партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. «В целом привлечь к ответственности можно кого угодно, в случае если есть причины, доказательства и прямые последствия, поэтому имея на руках достаточное количество доводов и свидетелей «скорую» можно спокойно «засудить»», — сказал он «Газете.Ru».

Между тем такие решения ответчики имеют право обжаловать в вышестоящих инстанциях в соответствии с законодательством, напомнил адвокат. «Тяжба в случае обжалования может еще изменить вектор, то есть ответчики, если докажут свою невиновность, могут быть оправданы или же будут признаны виновными, но сумма морального ущерба может быть снижена», — заключил собеседник «Газеты.Ru».

Тем не менее чаще российские «скорые» все же успешно помогают пациентам. Как рассказывал «Российской газете» главный специалист по неотложной медицинской помощи и медицине катастроф департамента здравоохранения Москвы Николай Плавунов, среднее время прибытия к больному в экстренных случаях в стране составляет 11,7 минуты.

По данным Минздрава, «скорая» стала быстрее доезжать до пациентов — доля вызовов со временем приезда к пациенту менее чем за 20 минут по отношению к общему числу вызовов возросла с 82,5% (2009 год) до 89,4% (2018 год). «Газета.Ru» отправила в ведомство запрос с просьбой предоставить актуальные статистические данные.