Следственные органы России ежегодно 25 июля отмечают профессиональный праздник — День сотрудника органов следствия.
Праздник этот относительно молодой.
Официально он был учрежден постановлением правительства РФ 27 августа 2013 года, но истоками уходит в далёкое прошлое – петровское время. Именно 25 июля (5 августа по новому стилю) 1713 года император Петр I издал именной указ о создании следственной канцелярии гвардии майора Семеновского полка Михаила Волконского.
Именно эта канцелярия стала первым государственным органом России с полномочиями предварительного следствия и непосредственного подчинения главе государства. После смерти Петра I независимые следственные органы упразднили. И следственные органы претерпевали ряд изменений. В числе которых и подчинение прокуратуре и судам, также они входили и в систему министерства внутренних дел (МВД), напоминает РИА «Новости».
Однако, окончательное восстановление петровской следственной модели произошло в 2011 году, когда вступил в силу закон «О Следственном комитете РФ».
По сути, этот документ вернул полное управление над структурой главой государства, как это было при Петре I.
В современной России, до реформы МВД, следствие являлось элитой в структуре Прокуратуры. Сегодня Следственный комитет не входит ни в какую структуру государственной власти или ветвь власти. Глава СК назначается на должность или освобождается от нее только главой государства.
«Зачитывался Конан Дойлем»
«В детстве и юности я, как и многие сверстники, зачитывался Конан Дойлем. Перечитал его полностью, — вспоминает Нечаев. — Хотел стать сыщиком. Наверное, поэтому и поступил на юрфак МГУ, проходил практику в прокуратуре. И хотя следователем я в итоге не стал, но интереса к этой сфере не потерял, уже как политик».
По его мнению, следователи являются интеллектуальной элитой силовых структур.
Именно на них лежит основная нагрузка по раскрытию преступлений. Вместе с тем, следователи являются частью системы.
«Эффективность следователя определяет то количество уголовных дел, которые он отправляет в суд, — констатирует Нечаев. — Это сказывается на качестве работы. Следователям выгоднее браться за дела, которые можно быстро и легко довести до суда. От этого зависят, в том числе, и поощрения по службе. Проще расследовать уголовные дела, где есть люди: обвиняемые, подозреваемые».
«Висяки» же, то есть дела без лиц, расследуются по остаточному принципу. У следователей просто на хватает на них времени. Они могут годами пылиться на полках», — сетует лидер «Новых людей».
Коррупционное сращивание
Еще одной проблемой, по мнению Нечаева, является сращивание руководителей следственных органов на местах и региональных властей. Часто это мешает следователям объективно вести дела с политической подоплекой.
«В последнее время мы видим рост так называемых политических дел. Кто-то вдвоем вышел на одиночный пикет. Кто-то перепостил картинку в интернете. Государства в нашей жизни становится все больше, а свобод у людей все меньше, — считает политик.
«При этом состав преступления в политических делах определить очень трудно. Но местные власти давят», — замечает Нечаев.
«Они хотят отчитаться, как успешно борются со свободомыслием у себя в городе, или в области. Все это опять ложится на плечи следователей. Они – часть госзаказа на истребление инакомыслия. Я знаю случаи, когда следователи откровенно сочувствуют своим подследственным. Разделяют их политические взгляды. Но страх потерять работу для них сильнее. Поэтому им приходится рисовать обвинительные заключения», — сетует лидер «Новых людей».
Сегодня следователи работают в трех ведомствах: Следственный Департамент МВД, Следственное Управление ФСБ и Следственный Комитет РФ. Причем зачастую сотрудничество между ними подменяется жесткой конкуренцией.
Реформа Нечаева
Алексей Нечаев уверен, что предложенная им реформа всей правоохранительной системы, и МВД, в частности, должна в полной мере учитывать реальные интересы следователей.
«Необходимо провести широкомасштабную реформу правоохранительных органов. Это существенное повышение единой зарплаты. Это возвращение весомого социального пакета, который был у стражей порядка. Это выборность определенных полицейских должностей. Например, руководителей полиции городов и областей. Чтобы они могли самостоятельно набирать себе команду профессионалов, и в первую очередь, следователей», — цитирует политика «Московский комсомолец».
По мнению Нечаева, нужно поменять суть системы и сделать ее привлекательной для молодежи.
Имидж современного, образованного сотрудника правоохранительных органов, и в частности, следователя, с высокой зарплатой, с социальными гарантиями и возможностью дальнейшего продвижения по социальной лестнице привлекал бы молодых людей гораздо больше, чем сейчас, уверен лидер «Новых людей».
«Крайне важно, чтобы любая система, в том числе силовая, работали на людей и для людей. Именно с таким посылом можно говорить о современной России и ее развитии», — подчеркнул Нечаев.