Американский профессор истории Аллан Лихтман, известный благодаря своим безошибочным прогнозам результатов выборов, предсказал победу кандидату от Демократической партии Джозефу Байдену.
Четыре года он назад был одним из немногих аналитиков, кто предсказывал победу Дональда Трампа над Хиллари Клинтон. Но и это не было его первым успешным прогнозом. Лихтман безошибочно называет будущего обитателя Белого дома с 1984 года.
Если Джо Байден действительно победит на ноябрьских выборах, для американского профессора это будет уже десятый успешный прогноз.
Известно, что для определения победителя историк использует собственную систему «13 ключей к Белому дому».
«Секрет заключается в том, чтобы следить за общей картиной силы и производительности действующего президента. Не обращая внимания на опросы, аналитику, ежедневные взлеты и падения кампании. И это то, что измеряют мои «ключи». Общую картину», — поясняет свой подход к измерениям профессор.
Со стороны его модель может показаться простой и поверхностной, ведь она лишена громоздких формул. Однако Лихтман опирается на ключевые параметры, которые в сумме определяют итог президентских выборов в определенный период развития страны.
По сути, эти ключи отражают силу той партии, которая представлена большинством в конгрессе США. Каждый ключ — это утверждение, за которое ставится «1» в случае его истинности и «0», если оно ложно.
Если «1» встречается шесть и более раз, победу одержит действующая партия. Если ответ на шесть или более утверждений «0», избиратели выступят против партии власти. Вопросы касаются экономики, волнений в стране, скандалов, побед или неудач кандидатов, а также их личной харизмы.
Вот лишь несколько примеров таких «ключей»: в стране отсутствуют масштабные социальные волнения; действующая администрация не была втянута в крупный скандал; после промежуточных выборов партия президента увеличила число мест в палате представителей; экономика не находится в состоянии рецессии; и так далее.
Как видно, даже по этим четырем пунктам, администрация Трампа находится не в лучшем положении.
На протяжении почти всего своего срока глава государства пытался справится с последствиями скандала с так называемым «российским вмешательством» в выборы, но даже этот скандал не был единственным. Разговор действующего президента с его украинским коллегой Владимиром Зеленским подвел Трампа к импичменту, что сделало его третьим в истории страны президентом, которому пришлось пережить эту процедуру.
К слову, импичмент Трампу Лихтман также предсказывал, причем еще в 2017 году. Он говорил, что в случае, если демократы станут большинством в палате представителей (а именно так все и произошло), импичмент будет запущен в начале 2019 года. Профессор лишь немного не угадал по времени: его прогноз сбылся на 9 месяцев позже, чем он ожидал.
Но даже несмотря на это, еще в начале 2020 года в переизбрании Трампа мало кто сомневался. Ход событий полностью изменила пандемия коронавируса. США стали мировыми лидерами как по числу заразившихся, так и по числу погибших от болезни граждан, что стало самым большим провалом президентства Трампа.
Массовые беспорядки с участием сторонников движения BLM (Black Lives Matter — Жизни Черных Важны), которые продолжаются по всей стране уже больше двух месяцев, согласно система Лихтмана, ставят окончательный крест на возможности Трампа переизбраться на второй срок.
«Президентские выборы — это прежде всего референдум относительно сделанного администрацией действующего президента за четыре года» — так писал в своей книге Лихтман.
Интересно, что американский историк разработал свою прогностическую технологию еще в 1981 году вместе с известным советским геофизиком, академиком Владимиром Кейлис-Бороком — признанным специалистом в области сейсмологии и математической геофизики.
Знакомство двух ученых произошло в 1980 году на торжественном обеде в Калифорнийском технологическом институте. Тогда, узнав, чем занимается американский коллега, оказавшийся с ним за одним столом, Кейлис-Борок сказал: «Мы занимаемся одним и тем же! Мы оба смотрим на картину многих переменных, чтобы предсказывать, будет стабильность или потрясение. Мы должны работать вместе!»
Лихтман и Кейлис-Борок успешно решили задачу ретроспективного прогноза: все президентские кампании в США с 1860 по 1980 год были алгоритмически разделены на две группы — «стабильность» (когда партия, чей президент занимает Белый дом, выигрывает выборы) и «потрясения» (партия, чей президент занимает Белый дом, проигрывает).
Американский профессор никогда не отрицал существенный вклад своего советского коллеги при создании системы прогноза результатов выборов.
«Все, что мы знаем о выборах, мы украли из геофизики,
— говорил Лихтман. — Наша модель оценивает не республиканцев и демократов, либералов и консерваторов или отдельных политиков, а оценивает стабильность действующей партии».
Единственный раз, когда Лихтман ошибся, произошел 20 лет назад. Тогда, в 2000 году он предсказывал, что на президентских выборах победит не Джордж Буш-младший, а демократ Альберт Гор.
Ирония заключается в том, что Гор в каком-то смысле действительно победил. Как и Хиллари Клинтон в 2016 году, он получил на 543 тыс. больше голосов избирателей, чем его соперник. Но получил меньше голосов выборщиков. И в отличие от ситуации четырехлетней давности, Гор реально мог попасть в Белый дом, если бы тогда Верховный суд не постановил остановить пересчет голосов избирателей Флориды.
Поэтому профессор Лихтман настаивает, что и в тот раз ошибки он не допустил.